Психомоторное развитие ребенка с рождения до 3-х лет

Как должен развиваться ребенок?

Каждого родителя волнует развитие его малыша, то как он овладевает новыми навыками и умениями, соответствует это нормам или же процесс идет с запозданием. Молодых мам и пап очень часто пугает, то что родственники или друзья говорят как было у их детей и что в этом возрасте их ребенок уже сидел, бегал, говорил и т.д. Так давайте разбираться какими навыками должен овладеть ребенок в зависимости от возраста. Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития. Психомоторное развитие – что это?

Психомоторное развитие ребенка — это комплексный процесс, который охватывает как умственное развитие, так и физическое. Это путь, который каждый младенец проходит от полного беспомощного состояния до активного освоения мира. Для родителей и врачей-педиатров крайне важно понимать основные вехи этого процесса, чтобы вовремя заметить отклонения и правильно стимулировать развитие ребенка. В данной статье расскажу о ключевых аспектах психомоторного развития детей с рождения до трех лет.

От рождения до 1 года

Первый год жизни ребенка — самый интенсивный период в психомоторном развитии. Младенцы учатся воспринимать мир через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Вот основные этапы:

  • Первый месяц:
    1. Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы
    2. Реакция на звук (вздрагивает при шуме)
    3. Способен держать головку в лежачем положении
    4. Улыбается близким родственникам, которых часто видит
  • Второй месяц:
    1. Поворачивает головку в сторону источника шума
    2. Следит за предметами
    3. Способен держать головку в вертикальном положении
    4. Реагирует на речь
  • Третий месяц:
    1. Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»
    2. Тянется к игрушкам
    3. Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете
    4. Хорошо держит голову
    5. Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении
    6. Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»
  • Четвёртый месяц:
    1. Пытается переворачиваться на спинку или на бок
    2. Тянется за игрушкой
    3. Смеётся
    4. «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение
  • Пятый месяц:
    1. Звуки выстраиваются в цепочку
    2. Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)
    3. Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу
    4. Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек
  • Шестой месяц:
    1. Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую
    2. Активно переворачивается со спины на животик
    3. По-разному реагирует на родных и чужих
    4. «Просится» на ручки
  • Седьмой месяц:
    1. При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку
    2. Способен сам держать спинку
    3. Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине
    4. Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
    5. Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.
  • Восьмой месяц:
    1. Способен самостоятельно сесть или лечь
    2. Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго
    3. Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»
    4. Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста
  • Девятый месяц:
    1. Стоит, если держать за ручку
    2. Самостоятельно играется с игрушками
    3. Специально кидает и следит за падением
    4. Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
    5. Произношение звуков становится удвоенным
  • Десятый месяц:
    1. Играет с другими детками
    2. Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»
    3. Говорит первые слова
    4. Способен сам ходить, держась за опору
  • Одиннадцатый месяц:
    1. Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками
    2. Способен самостоятельно стоять
    3. По разному реагирует на знакомых
    4. Машет ручками в знак приветствия и прощания
  • Год:
    1. Говорит от 5 и более слов
    2. Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение
    3. Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять
    4. Способен долго играть с игрушками
    5. Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.


1-2 года

На этом этапе дети уже активно изучают мир. Они начинают ходить, быстро учатся новым словам, развиваются навыки тонкой моторики. Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед. Большие успехи отмечаются в координации дви­жений. Пробует ходить приставным шагом, поднимается по ступенькам, дер­жась за перила и за руку взрослого.

Развивается мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие. Ребенок встает с пола самостоятельно, самостоятельно ходит, причем руки у него свободны и расслаблены. Ходит долго, меняет положение - может приседать, наклоняться. Появляют­ся первые попытки рисовать, водя карандашом «как попало» (каракули).

Становится доступной элементарная конструктивная деятель­ность. Укрепляется память, появляется потребность целенаправленной деятельности. Важно, что в это время он пытается контролировать свои действия, исправлять свои ошибки.

В этом возрасте появляются первые ростки чувства юмора. Играя, различает два разных по величине предмета. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды). Расширяется запас понимаемых слов, произносит отдельные слова, самостоятельно ест ложкой густую пищу. Так же ребенок может также надевать некоторые вещи, с помощью взрослого.

Для совершенствования навыков ребенка играйте с пирамидкой. Учите с ним величину предметов ( большой маленький). Играйте с кубиками( стройте башни, и т.д.). Играйте в прятки (заворачивайте предметы, прячьте предметы в кулаках, убирайте за спину). Учите обобщать предметы по одному признаку (красные палочки отдельно от желтых). Читайте с ребенком книги рассматривайте картинки, задавайте ему простые вопросы по картинкам или по прочитанному рассказу.


2-3 года

Данный период характеризуется бурным развитием речи и социальных навыков. Дети начинают строить более сложные предложения, активно взаимодействуют с другими детьми и взрослыми, проявляют самостоятельность.

Этот возраст можно назвать возрастом первых «трюков». Ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия. Сам спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Идя чередующимися шажками, может преодолеть двадцатисантиметровое препятствие.

Ребенок стоит на одной ноге 2—3 секунды. Встает на цыпочки. Поднимается по лестнице сам приставным шагом. Подталкивает ногой мячик по ходу. Ударяет по мячу но­гой с размаху. Пытается подпрыгнуть, но не отрывает ноги от по­ла. Крутит педали трехколесного велосипеда. Кушает самостоятельно, аккуратно, ложку держит правильно.

Задает знаменитый вопрос — «почему» «где?», «когда?»,? Эти вопросы очень важны для ребенка так как это база для формирования логического мышления. Подбирает по образцу предметы (ориентируясь по цвету, форме). Речь становится более сложной и правильной, употребляет предложения из 3-х слов. Появляются сложные вопросы, которые он задает: («где это произошло?») («когда это произошло?»).

Пользоваться карандашом, пластилином, правильно держит ложку и аккуратно кушает, хорошо ходит и бегает, ловкий, подвижный, бросает мяч одной рукой. Знает все части тела и уметь показывать их на куклах, себе и взрослых людях. Уже может определить, что у него болит, и сообщить об этом родителям. Ребенок должен хорошо ориентироваться в базовых цветах и уметь сказать, какой предмет – какого цвета (белый, синий, красный, желтый, зеленый и черный цвета).

Логика развивается – и ребенок может воспроизводить несколько действий, связанных логически обоснованной последовательностью. Например, он знает, что куклу нужно сначала покормить, а потом – уложить спать. Ребенок может повторять действия взрослых с бытовыми предметами, пробует помогать родителям в простейших работах.

И несколько рекомендаций для родителей, чтобы помочь совершенствовать навыки вашего малыша:

  • Наберитесь терпения и старайтесь давать ребенку возможность самому одеваться.
  • Играйте с ребенком в элементарные ролевые игры (в доктора, в гости и т.д.).
  • Внимательно относитесь к его познавательным интересам.
  • Обеспечьте ему общение со сверстниками и взрослыми.

 

Психомоторное развитие каждого ребенка уникально и не всегда соответствует общепринятым средним вехам. Однако знание этих этапов помогает специалистам и родителям поддерживать и стимулировать развитие малышей, вовремя распознавать возможные проблемы в развитии. Если у вас есть вопросы по поводу развития вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться к педиатру. Вместе мы можем обеспечить лучший старт в жизни для каждого малыша.